Развитие речи ребенка Блог Марины Майоровой: Работа по развитию коммуникативных навыков в Службе раннего вмешательства

суббота, 31 октября 2015 г.

Работа по развитию коммуникативных навыков в Службе раннего вмешательства

 Добрый день!

Дорогой мой читатель, хочу познакомить тебя еще с одним направлением своей работы.

Думаю тебе будет интересно, ведь это совершенно новое направление в детской педагогике России.

Не буду больше тебя томить.... Я специалист по ранней коммуникации.

Впервые термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале ХХ века в области радио и означает  обмен сообщениями между двумя и более собеседниками.

В  рамках Службы раннего вмешательства появилось понятие ранняя коммуникация, которое означает процесс обмена информацией, в который включается ребенок, еще не владеющий или только начинающий овладевать языком.

Все сигналы, которые способен подавать ребенок рассматриваются как способы коммуникации, а именно движение тела, гуление,  лепет,  различные  жесты,  мимика  и взгляды.

Я как специалист по ранней коммуникации помогаю ребенку наладить общение с окружающими теми средствами коммуникации, которые доступны ему в данный момент. Одновременно учу близких людей понимать и использовать те же средства коммуникации, которые использует ребенок.

Соответственно, основными целями моей работы являются:
- развитие коммуникативных способностей ребенка;
- становление вербальных (речь) и невербальных (жесты-мимика, телодвижения, интонации) средств общения;
- помощь семье в освоении дополнительных (альтернативных) систем коммуникации (картинки, пиктограммы, символы).

Исходя из целей своей коррекционно-развивающей работы, ставлю перед собой основные задачи:
1.    Помочь ребенку установить контакт с окружающими его людьми теми средствами коммуникации, которые доступны ему в данный момент.
2.    Маму, близких людей научить видеть, понимать и использовать те же коммуникативные сигналы, средства коммуникации, которые использует ребенок.

В практике программ раннего вмешательства не принято разделение на более узкую специализацию в соответствии с ведущим нарушением у ребенка, т. е. сурдо-, тифло-, олигофренопедагогов и т.д.

 В своей деятельности специалисты Службы используют приемы лечебной, коррекционной педагогики, Монтессори-терапии, такие, как:

•   использование ярких, контрастных игрушек, приятных на ощупь;
•  «пристраивание» к темпу, возможностям ребенка на первом этапе с постепенной коррекцией темпа деятельности;
•   ограничение стимулов (использование не более трех стимулов за занятие);
•   подбор физиологически правильных поз;
•  презентация и закрепление образцов движений («рука в руке», использование стимулов, вызывающих активный интерес у ребенка, от простого к сложному);
•  организация рабочего пространства, адекватного ситуации развития ребенка, учитывающего те или иные ограничения возможностей (расположение материалов на полу, занятия на ковре, использование валика, ширмы, стула «Няня», выбор адаптивного пространства);
•   использование ритуалов в занятии;
•  «Веди счет словам своим» (лаконизм в использовании слов на занятии);
•  поощрение (похвала, ободрение, демонстрация достижений, угощение и др.)
и прочие приемы, возникающие по ситуации.

В своей практике я использую элементы жестового языка, цветные карточки с изображением звукокомплексов, фотографии.

Специфика моей работы как специалиста по ранней коммуникации в Службе раннего вмешательства заключается в том, что:
•   я работаю с детьми начиная с периода новорожденности;
• обладаю необходимыми знаниями во всех областях развития ребенка, для того чтобы участвовать в работе междисциплинарной команды;
•  обладаю необходимыми знаниями об этапах и особенностях коммуникативного развития детей раннего возраста;
•   владею методами работы с детьми раннего возраста (в том числе с нарушениями развития) и их родителями.

Отличие моей работы как специалиста по ранней детской коммуникации от логопедической работы:
1.    Как логопед работаю с детьми начиная с 3—5-летнего возраста, как специалист по ранней коммуникации работаю с момента появления ребенка на свет.

2.   Как логопед работаю с детьми, которые уже имеют в той или иной степени какой-то уровень развития речи. И предметом моей деятельности (логопеда) является только одно средство общения — РЕЧЬ.

Как специалист по ранней коммуникации работаю со всеми (вербальными и невербальными), в том числе и альтернативными, средствами коммуникации.

3.    Логопедия как часть дефектологии занимается проблемами патологии речи, в основном нарушениями: звукопроизношением, лексико-грамматическим недоразвитием, заиканием. 

С детьми раннего возраста также обращаю внимание на речь, так как именно она является самым эффективным средством общения, но занимаюсь не исправлением ее и коррекцией, а вызыванием активной речи у малыша, развитием предпосылок ее формирования.

На этом я хочу закончить свою статью. Ждите новых интересных рассказов на блоге по Службе раннего вмешательства, а также бесплатных подарков для родителей малышей от 0 до 3 ,5 лет

Подписывайтесь на блог, чтобы не потерять информацию!

1 комментарий:

  1. Добрый день. Подскажите пожалуйста как записана ваша должность в трудовой? Это логопед? А если я логопед высшей квалификации, это не так запишут, а как специалист? А квалификация влияет на оклад?

    ОтветитьУдалить