В данной статье я вам расскажу о правильной артикуляции звука "К", предрасполагающих факторах нарушения произношения этого звука, этапах постановки звука "К", артикуляционной гимнастике и логопедическом массаже, который можно использовать при подготовке артикуляционного аппарата к произношению данного звука, а также способах его постановки.
При правильной артикуляции звука "К"
• губы раскрыты, занимают нейтральное положение;
• зубы разомкнуты;
• кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их, передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке твердого и мягкого неба), боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба;
• мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
• голосовые связки не напряжены, разомкнуты, не вибрируют — голос не образуется;
• воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, выдох сильный.
• зубы разомкнуты;
• кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их, передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке твердого и мягкого неба), боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба;
• мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
• голосовые связки не напряжены, разомкнуты, не вибрируют — голос не образуется;
• воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, выдох сильный.
Предрасполагающие факторы нарушения произношения звука "К"
• высокое и узкое твердое и мягкое небо,
• нарушение фонематического слуха,
• слабость отдельных мышц языка,
• нарушение иннервации мышц языка,
• незначительное снижение физического слуха.
Нарушения произношения звука "К" в устной речи Каппацизм —
а) отсутствие звука (заменяется щелчком голосовых связок);
б) искажение звука (носовое, боковое произношение).
Паракаппацизм — замена звуками Т, X.
Дефект часто отражается на письме.
Подготовка к постановке звука "К"
1. Развитие слухового внимания и памяти в неречевых и речевых играх.
2. Развитие фонематического слуха в упражнениях с бездефектными звуками.
1. Развитие слухового внимания и памяти в неречевых и речевых играх.
2. Развитие фонематического слуха в упражнениях с бездефектными звуками.
Подготовительные артикуляционные упражнения:
При выполнении артикуляционных упражнений ребенок должен дышать носом с широко раскрытым ртом.
«Кто сильнее?»
соревнование между языком ребенка и пальцем взрослого, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке).
«Горка» 1
выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке).
«Горка» 2
то же со сдуванием ватного шарика.
«Горка» 3
то же со шпателем или зондом.
Логопедический массаж
При парезах мышц языка и шейных мышц нарушаются движения языка - язык трудно выдвинуть вперёд, оттягивать назад, совершать боковые движения. Нарушается произношение заднеязычных звуков К, Г, Х, а также чёткость произнесения гласных среднего и нижнего подъёма Э, О, А.
Для нормализации тонуса языка хорошо помогают чередование артикуляционных упражнений: «Блинчик» - «Иголочка».
Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).
Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц.
Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:
а) одной рукой поддерживать шею ребенка сзади, другой производить круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;
б) медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5 раз).
Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.
Массаж для расслабления мышц языка:
- точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;
- вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).
Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные, язык при этом держать пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения.
Они должны быть направлены:
*От середины языка к его кончику и обратно.
*От центра языка влево и вправо (“ёлочка”),
*От левого края языка до правого и наоборот (поперек языка),
*Перекатывание пальца по языку в разных направлениях,
*Пощипывание и растягивание краев языка.
*Поглаживание языка от подъязычной уздечки к кончику языка.
Работа по преодолению слюнотечения
1.Научить детей хорошо жевать - вначале с запрокинутой головой.
2.Научить подсасывать слюну и почаще проглатывать слюну одним толчком,
особенно перед выполнением упражнений.
3.Вращать языком в преддверии рта, затем сглотнуть слюну.
1.Научить детей хорошо жевать - вначале с запрокинутой головой.
2.Научить подсасывать слюну и почаще проглатывать слюну одним толчком,
особенно перед выполнением упражнений.
3.Вращать языком в преддверии рта, затем сглотнуть слюну.
Логопедический массаж язычной мускулатуры с речевым сопровождением
Массаж языка сопровождаем прочтением потешки, скороговорки, стихотворения. Движения пальцев имитируют происходящие в стихотворении события, действия. Это отвлекает ребенка от возможных неприятных ощущений.
«Дождик»: точечные постукивания указательным пальцем по краям языка по часовой стрелке, затем против нее.
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи
— Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще.
«Дорога»: большим и указательным пальцами одной руки придерживать кончик языка, большим и указательным пальцами второй руки скользить вверх-вниз по боковым краям языка.
От города дорога в гору,
А из города — с горы.
Из деревни дорога с горы,
А в деревню — в гору.
«Ноги и ножки»: точечные нажатия указательным пальцем (слегка вибрирующие) на язык от корня языка к кончику.
Большие ноги
Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ.
Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ.
«Дрова»: горизонтально лежащим указательным пальцем выполнять поперечные рубяще-похлопывающие движения.
На дворе — трава,
На траве — дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Не руби дрова
На траве двора!
«Волк»: язык приподнят на верхнюю губу. Большими пальцами рук массировать (разминать, надавливать) подъязычную область.
Хлещет, хлещет дождь.
Скрылся волк под хвощ.
Хвост под хвощом,
А сам под дождем.
«Щенок»: перетирать боковые края языка продольно между указательным и большим пальцами одной руки.
Щеткой чищу я щенка.
Щекочу ему бока.
«Мыло»: перетирать язык между большим и указательным пальцами — круговые движения.
Милая Мила
Мылилась мылом.
Намылилась, смыла
— Так мылилась Мила.
«Болтунья»: выполнять спиралевидные движения указательным пальцем из середины языка к краям по часовой стрелке, затем против нее; далее те же движения от края языка к его середине в разных направлениях.
Маленькая болтунья
Молоко болтала, болтала,
Болтала, болтала,
Да не выболтала.
«Баран»: большими и указательными пальцами рук держать передний край языка. Выполнять повороты (выкручивание) языка влево — вправо.
У барана рога
Скручены — перекручены,
Вверчены — переверчены.
«Гармошка»: указательными и большими пальцами рук держать боковые края языка. Растягивать (распластывать) язык одновременно в разные стороны, затем сжимать к середине — имитация игры на гармошке.
Веселый Парамошка
Играет на гармошке.
«Оса»: надавливать указательным пальцем на середину языка 8 — 10 раз.
Ужа оса ужалила.
Ежу ужасно жаль его.
«Змея»: выполнять змеевидные движения указательным пальцем от корня языка к его кончику.
Змея ползет по травке,
Змея везет подарки:
Змеенку и змеючке
Зелененькие брючки.
«Барабан»: выполнять продольные похлопывающие движения горизонтально лежащими указательными пальцами.
Обрадован баран
— У барана барабан,
И баран в барабан барабанит,
Барабанит баран в барабан.
И баран гремел, стучал
— Вдруг порвался барабан!
«Молния»: двигать указательным пальцем из стороны в сторону продольно и зигзагообразно от корня языка к кончику.
Ярко молнии сверкают,
Тучи стрелы посылают.
Небо светится огнем,
Искры сыплются дождем.
«Виноград»: большим и указательным пальцами рук выполнять соскальзывающие движения по краям языка от корня к кончику и обратно.
На горе Арарат
Рвет Варвара виноград.
«Веник»: указательным пальцем выполнять «сметающие» движения вправо, затем влево.
Валя веником метет,
Валя песенку поет:
— Я мету, мету, мету,
Быть неряхой не хочу!
«Пироги»: ребенок улыбается, просовывает широкий плоский кончик языка между передними зубами, слегка прикусывает язык от кончика к середине.
Съел молодец
Тридцать три Пирога,
Да все с творогом.
«Елочка»: большими и указательными пальцами рук выполнять соскальзывающие движения «елочкой» от центра языка к краям сверху вниз.
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная
Зеленая была.
«Гуси»: большим и указательным пальцами пощипывать язык.
Шлепают гуськом
Гусак за гусаком.
Смотрят свысока
Гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока
Гусак у гусака.
Совмещение нескольких массажных движений
«Курочка»: выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать. Точечное покалывание языка указательным пальцем.
А за ней цыплятки
- Малые ребятки.
— Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Соскальзывающие скребущие движения от середины языка к краям.
«Борщ»: выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.
Боря борщ варил, варил
Да не доварил. Круговые движении указательным пальцем по центру языка. Боря борщ солил, солил
Да недосолил. Пощипывание языка указательным и большим пальцами одной руки.
Толя борщ варил, варил
Да переварил. Круговые движения пальцем.
Толя борщ солил, солил Да пересолил. Пощипывание языка.
Постановка звука "К"
Осуществляется двумя способами:
1. По подражанию с тактильно-вибрационным контролем толчка воздуха тыльной стороной ладони (крайне редко).
2. Механическим способом (является преобладающим).
Основной принцип его — от взрывного переднеязычного передненебного "Т" к взрывному заднеязычному задненебному "К" при помощи зонда, шпателя, пальца взрослого (а затем ребенка), нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка; постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА: ТА-ТА-ТА — ТЯ-ТЯ-ТЯ — КЯ-КЯ-КЯ — КА-КА-КА
Механическая помощь постепенно ослабляется, затем устраняется совсем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий