Развитие речи ребенка Блог Марины Майоровой: Как поставить звук К

среда, 21 ноября 2018 г.

Как поставить звук К

   В данной статье я вам расскажу о правильной артикуляции звука "К", предрасполагающих факторах нарушения произношения этого звука, этапах постановки звука "К",  артикуляционной гимнастике и  логопедическом массаже, который можно использовать при подготовке артикуляционного аппарата к произношению данного звука, а также способах его постановки.
При правильной артикуляции звука "К"
• губы раскрыты, занимают нейтральное положение;
• зубы разомкнуты;
• кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их, передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке твердого и мягкого неба), боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба;
• мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
• голосовые связки не напряжены, разомкнуты, не вибрируют — голос не образуется;
• воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, выдох сильный. 

Предрасполагающие факторы нарушения произношения звука "К"
• высокое и узкое твердое и мягкое небо, 
• нарушение фонематического слуха, 
• слабость отдельных мышц языка, 
• нарушение иннервации мышц языка, 
• незначительное снижение физического слуха. 

Нарушения произношения звука "К" в устной речи Каппацизм —
а) отсутствие звука (заменяется щелчком голосовых связок);
б) искажение звука (носовое, боковое произношение).
Паракаппацизм — замена звуками Т, X.
Дефект часто отражается на письме. 

Подготовка к постановке звука "К"
1. Развитие слухового внимания и памяти в неречевых и речевых играх.
2. Развитие фонематического слуха в упражнениях с бездефектными звуками.

Подготовительные артикуляционные упражнения:
При выполнении артикуляционных упражнений ребенок должен дышать носом с широко раскрытым ртом.

«Кто сильнее?»

соревнование между языком ребенка и пальцем взрослого, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке).

«Горка» 1
выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке).

«Горка» 2
то же со сдуванием ватного шарика.

«Горка» 3
то же со шпателем или зондом.

Логопедический массаж
При парезах мышц языка и шейных мышц нарушаются движения языка - язык трудно выдвинуть вперёд, оттягивать назад, совершать боковые движения. Нарушается произношение заднеязычных звуков К, Г, Х, а также чёткость произнесения гласных среднего и нижнего подъёма Э, О, А.

Для нормализации тонуса языка хорошо помогают чередование артикуляционных упражнений: «Блинчик» - «Иголочка».

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).
Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц.


Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:
а) одной рукой поддерживать шею ребенка сзади, другой производить круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;
б) медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5 раз).

Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.


Массаж для расслабления мышц языка:
- точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;
- вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).


Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные, язык при этом держать пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения. 
Они должны быть направлены:
*От середины языка к его кончику и обратно.
*От центра языка влево и вправо (“ёлочка”),
*От левого края языка до правого и наоборот (поперек языка),
*Перекатывание пальца по языку в разных направлениях,
*Пощипывание и растягивание краев языка.
*Поглаживание языка от подъязычной уздечки к кончику языка.


Работа по преодолению слюнотечения
1.Научить детей хорошо жевать - вначале с запрокинутой головой.
2.Научить подсасывать слюну и почаще проглатывать слюну одним толчком,
особенно перед выполнением упражнений.
3.Вращать языком в преддверии рта, затем сглотнуть слюну.

Логопедический массаж язычной мускулатуры с речевым сопровождением 
    Массаж языка сопровождаем прочтением потешки, скороговорки, стихотворения. Движения пальцев имитируют происходящие в стихотворении события, действия. Это отвлекает ребенка от возможных неприятных ощущений.

 «Дождик»: точечные постукивания указательным пальцем по краям языка по часовой стрелке, затем против нее. 

Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей! 
Только нас не замочи! 
Зря в окошко не стучи 
— Брызни в поле пуще: 
Станет травка гуще. 

«Дорога»: большим и указательным пальцами одной руки придерживать кончик языка, большим и указательным пальцами второй руки скользить вверх-вниз по боковым краям языка. 

От города дорога в гору,
А из города — с горы. 
Из деревни дорога с горы,
А в деревню — в гору.

«Ноги и ножки»: точечные нажатия указательным пальцем (слегка вибрирующие) на язык от корня языка к кончику. 

Большие ноги 
Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. 
Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. 

«Дрова»: горизонтально лежащим указательным пальцем выполнять поперечные рубяще-похлопывающие движения.

На дворе — трава, 
На траве — дрова: 
Раз дрова, два дрова, три дрова. 
Не руби дрова 
На траве двора! 

«Волк»: язык приподнят на верхнюю губу. Большими пальцами рук массировать (разминать, надавливать) подъязычную область. 

Хлещет, хлещет дождь. 
Скрылся волк под хвощ. 
Хвост под хвощом, 
А сам под дождем.

«Щенок»: перетирать боковые края языка продольно между указательным и большим пальцами одной руки. 

Щеткой чищу я щенка. 
Щекочу ему бока.

«Мыло»: перетирать язык между большим и указательным пальцами — круговые движения. 

Милая Мила 
Мылилась мылом. 
Намылилась, смыла 
— Так мылилась Мила. 

«Болтунья»: выполнять спиралевидные движения указательным пальцем из середины языка к краям по часовой стрелке, затем против нее; далее те же движения от края языка к его середине в разных направлениях. 

Маленькая болтунья 
Молоко болтала, болтала, 
Болтала, болтала, 
Да не выболтала. 

«Баран»: большими и указательными пальцами рук держать передний край языка. Выполнять повороты (выкручивание) языка влево — вправо. 

У барана рога 
Скручены — перекручены, 
Вверчены — переверчены. 

«Гармошка»: указательными и большими пальцами рук держать боковые края языка. Растягивать (распластывать) язык одновременно в разные стороны, затем сжимать к середине — имитация игры на гармошке.

Веселый Парамошка 
Играет на гармошке. 

«Оса»: надавливать указательным пальцем на середину языка 8 — 10 раз. 

Ужа оса ужалила. 
Ежу ужасно жаль его. 

«Змея»: выполнять змеевидные движения указательным пальцем от корня языка к его кончику.

Змея ползет по травке, 
Змея везет подарки: 
Змеенку и змеючке 
Зелененькие брючки. 

«Барабан»: выполнять продольные похлопывающие движения горизонтально лежащими указательными пальцами. 

Обрадован баран 
— У барана барабан, 
И баран в барабан барабанит,
Барабанит баран в барабан. 
И баран гремел, стучал 
— Вдруг порвался барабан!

 «Молния»: двигать указательным пальцем из стороны в сторону продольно и зигзагообразно от корня языка к кончику.

Ярко молнии сверкают, 
Тучи стрелы посылают. 
Небо светится огнем, 
Искры сыплются дождем.

«Виноград»: большим и указательным пальцами рук выполнять соскальзывающие движения по краям языка от корня к кончику и обратно. 

На горе Арарат 
Рвет Варвара виноград. 

«Веник»: указательным пальцем выполнять «сметающие» движения вправо, затем влево. 

Валя веником метет, 
Валя песенку поет: 
— Я мету, мету, мету, 
Быть неряхой не хочу! 

«Пироги»: ребенок улыбается, просовывает широкий плоский кончик языка между передними зубами, слегка прикусывает язык от кончика к середине. 

Съел молодец 
Тридцать три Пирога, 
Да все с творогом. 

«Елочка»: большими и указательными пальцами рук выполнять соскальзывающие движения «елочкой» от центра языка к краям сверху вниз. 

В лесу родилась елочка, 
В лесу она росла. 
Зимой и летом стройная 
Зеленая была. 

«Гуси»: большим и указательным пальцами пощипывать язык. 

Шлепают гуськом 
Гусак за гусаком. 
Смотрят свысока 
Гусак на гусака. 
Ой, выщиплет бока 
Гусак у гусака. 

Совмещение нескольких массажных движений 

«Курочка»: выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения. 

Вышла курочка гулять, 
Свежей травки пощипать.  Точечное покалывание языка указательным пальцем.
А за ней цыплятки 
- Малые ребятки. 
— Ко-ко-ко, ко-ко-ко, 
Не ходите далеко. 
Лапками гребите, 
Зернышки ищите. 
Соскальзывающие скребущие движения от середины языка к краям. 

«Борщ»: выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения. 

Боря борщ варил, варил 
Да не доварил. Круговые движении указательным пальцем по центру языка. Боря борщ солил, солил
Да недосолил. Пощипывание языка указательным и большим пальцами одной руки. 
Толя борщ варил, варил 
Да переварил.    Круговые движения пальцем. 
Толя борщ солил, солил Да пересолил.   Пощипывание языка. 

Постановка звука "К"
Осуществляется двумя способами:

1. По подражанию с тактильно-вибрационным контролем толчка воздуха тыльной стороной ладони (крайне редко).

2. Механическим способом (является преобладающим).
Основной принцип его — от взрывного переднеязычного передненебного "Т" к взрывному заднеязычному задненебному "К" при помощи зонда, шпателя, пальца взрослого (а затем ребенка), нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка; постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА: ТА-ТА-ТА — ТЯ-ТЯ-ТЯ — КЯ-КЯ-КЯ — КА-КА-КА

Механическая помощь постепенно ослабляется, затем устраняется совсем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий