Развитие речи ребенка Блог Марины Майоровой: Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков

вторник, 12 августа 2014 г.

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков


Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков – упражнения, направленные на отработку звуков [ш], [ж], [щ] и [ч].

При произнесении звука [ш] в норме органы речи принимают следующее положение: губы несколько выдвинуты вперед; кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель; боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. 



Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;  воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание правильной артикуляции данного звука.

Артикуляция звука [ж] отличается от артикуляции звука [ш] наличием голоса.

Артикуляция звуков [щ] и [ч] отличается от артикуляции звука [ш] дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук [ч] является смычно-щелевым, т. е. при его произношении вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.
 
«Трубочка».
 
Зубы в положении правильного прикуса. Сомкнутые губы слегка вытянуть вперёд. Нижняя челюсть остаётся неподвижной. 

Если у ребёнка это не будет получаться, подержите перед его губами конфету или чупа-чупс. Сохранять до 10 секунд.

Упражнение статическое. Но на растяжку.

«Кружочек».  

«Трубочка», затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.Губы округлены и чуть выдвинуты вперед.

«Лопаточка». 

 Языку придается широкая плоская форма, так чтобы края касались уголков рта:
         а) на счет «раз» - показать язык,
         б) на счет «два» - спрятать,
         в) произносить с вялым языком между губами: пя-пя-пя.
  
«Лошадка». 

Щёлкать язычком медленно и быстро.

«Грибок». 

Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и не отпуская языка, открывать рот. Губы находятся в положении "улыбки". При повторении упражнения рот надо стараться открывать все шире и все дальше язык в верхнем положении.

«Маляр».

Рот приоткрыт. Язычок поднимаем к верхним зубам. Широким кончиком  языка, как кисточкой ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«Варенье». 

Рот приоткрыт. Широким языком слизываем верхнюю губу в направлении сверху-вниз, как бы слизывая варенье.

 «Чашечка».
 
Рот приоткрыт. Несильно высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки, слегка загнув вверх боковые края и кончик языка. Язык должен быть на уровне верхней губы. Такую форму язык принимает при произношении звука [ш]. 
«Фокус».

На кончик носа положить кусочек ватки. Язык сильно высунуть изо рта, загнув крнчик вверх так, чтобы выдуваемая струя воздуха направлялась к носу. Сдуть ватку. Рот открыт ровно настолько, чтобы между зубами мог поместиться язык.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий