Развитие речи ребенка Блог Марины Майоровой: Коммуникация в раннем возрасте – как это важно

вторник, 25 ноября 2014 г.

Коммуникация в раннем возрасте – как это важно

Проработав более 10 лет с детьми с нарушениями в развитии речи, наблюдаю, что с каждым годом проблема становления детской речи не становится менее актуальной.  

Сегодня хочу поговорить о роли коммуникации в раннем развитии ребёнка.

Коммуникация — это средство  общения, которое включает обмен информацией между людьми и предполагает передачу  и получение информации от одного человека другому.  Если сообщение не принято, коммуникации не происходит. 


На сегодняшний день родители уже четко понимают, что маленькие дети также нуждаются в активном взаимодействии с членами семьи и окружающим его миром.

Коммуникация важна для ребенка, для того, чтобы он мог  высказывать свои собственные потребности  о том, что он хочет и чего не хочет.  

Сначала это какие-то первые звуки - агуканье, плачь, на которые мама соответственно реагирует. Вскоре ребенок понимает, в какой ситуации он может использовать эти звуки, и что из этого получится.

Примерно в возрасте 12 мес. детей появляется речь, до этого они в основном используют невербальные средства коммуникации: это могут быть знаки, жесты, картинки.

Дети, которые только учатся использовать речь, выражают свои желания в действиях. Ребенок не может сказать «дай игрушку» — вместо этого он может оттолкнуть другого ребенка и эту игрушку забрать. Ребенок также не может пожаловаться и сказать, что испугался, вместо этого он бежит к взрослому и плачет. Малыш не может сказать, что ему надоело заниматься конкретной игрушкой, и он бросает ее. 

Итак, малыши выражают свои коммуникативные намерения в поведении, но это поведение не всегда нравится их родителям. Для того чтобы просить игрушки, отказываться, просить о помощи приемлемым человеческим способом, малышу нужно научиться выражать это словами. А пока ему остается только толкаться, бросать предметы или плакать. Некоторые дети, которые не могут выразить словами то, что они хотят, могут кусаться или плеваться.

Очень важно показать ребенку, что мы понимаем его, но нам не нравится то, как он это делает, и научить ребенка выражать свои желания более приемлемым образом. Родителям важно самим проговаривать, что чувствует ребенок (например: «Я знаю, что ты сердишься»), выразив при этом свое отношение к его поведению («но драться нехорошо»). Со временем, когда ребенок научится пользоваться речью, он сможет выражать свои желания более мирно.

Некоторые дети, у которых есть трудности с самовыражением, становятся пассивными. Поскольку другие люди их не понимают, поэтому  у  них постепенно снижается мотивация к общению и желание исследовать новое. Это часто свойственно детям с нарушениями развития.

Существует достаточно много родительских мифов относительно того, что «мой ребенок маленький, и я дождусь,  когда он заговорит». Но на самом деле, я очень рада, когда запрос мамы «хочу, чтобы мой ребенок говорил», меняется на запрос «я хочу научиться понимать своего ребенка и вступать с ним в коммуникацию». 

В результате изменения отношения мамы к ребёнку, когда мама понимает сигналы, которые подает ребенок, и соответственно даёт те образцы, которые он может использовать  в ответ на коммуникацию, что позволяет установить отношения, взаимодействия между мамой и ребенком. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий