Развитие речи ребенка Блог Марины Майоровой: Постановка звука "З"

воскресенье, 2 ноября 2014 г.

Постановка звука "З"

  Звук "З" легко ставится от звука "С", так как эти звуки имеют одинаковый артикуляционый уклад, то есть при произнесении этих звуков органы артикуляции занимают одинаковое положение. Разница между звуками состоит в том, что "С" - глухой, произносится без голоса, а "З" - звонкий, произносится с голосом. Таким образом, чтобы вызвать звук "З", достаточно при произнесении звука "С" добавить, "включить" голос. 

  Вибрацию звука "З" можно почувствовать, прикоснувшись тыльной стороной ладони к центру шеи во время длительного произнесения звука. Поэтому он звучит звонко в отличие от глухого звука "С".

 Если ребёнок оглушает звуки "З", "ЗЬ" (произносит их без голоса), надо рассказать ему сказку о "Колокольчике", который живёт в горлышке. Ребёнок кладёт руку на горло (своё или взрослого) и слушает историю. На звуках "С", "СЬ" голос молчит, горлышко спокойное - не дрожит, а на звуках "З", "ЗЬ" голос просыпается и  в горлышке начинает играть, звенеть колокольчик - стены горлышка дрожат, вибрируют. Продемонстрируйте это наглядно, произнеся по очереди сначала глухие, а затем звонкие свистящие звуки. Затем приступайте к закреплению звуков "З","ЗЬ" в той же последовательности, что и звуков "С","СЬ". Единственное, что надо помнить, что звуки "З", "ЗЬ" в конце слов оглушаются и превращаются в звуки "С", "СЬ".

1) постановка звука "З";
2) автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, открытых, закрытых, со стечением согласных) "З";
3) автоматизация навыка произношения звука в словах ( вначале слова, середине, конце) "З";
4) автоматизация навыка произношения звука в предложениях "З";
5) дифференциация сходных по звучанию или артикуляции звуков "З";
6) автоматизация звука в разговорной речи "З".

Комментариев нет:

Отправить комментарий