Развитие речи ребенка Блог Марины Майоровой: Упражнения для развития фонематического слуха

понедельник, 8 декабря 2014 г.

Упражнения для развития фонематического слуха

Какой звук есть во всех словах?
Задание: взрослый называет по 3-4 слова, в каждом из которых есть один и тот же звук и спрашивает у ребёнка, какой звук есть во всех этих словах: 
 - шуба, кошка, мышь;
- шутки, мишка,  петушок;
- сок, миска, каска;
- уши, штора, тушь;
- каска,сутки, басня ;
- скала, вкусно, собака;
- ваш, шок, мишка и т.д.

Поймай звук. Игра на выделение звука на фоне слова
Задание: ребёнок должен хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук и определить, в каком месте этот звук находится (начало, середина или конец слова), после какого звука слышишь:

"С" - каска, каша, башня, миска, пасу, суметь, каска, басня, мишка, пашу, маска, шуметь, суметь, шутки, стопор, штопор,  ваш, стуки, споры, шпоры, шок, сок, наш, нас, шалаш, стопор, стык

"Ш" - сайка,  скала, шрам, наш, шайка, шкала,  стык, штык, марс, марш,  мыс,  стопор,  нас, мышь, сутки, штопор, вас,  плюс, плюш, стуки, штуки, палас, шалаш, каска, мишка, пашу

Найди картинки со звуком...
Задание: ребенок рассматривает детскую книжку и ищет картинки на заданный звук "С" или "Ш". Звук может стоять в начале слова, в конце, в середине. Ребёнок должен определить, где находится звук: в начале (первая буква), в конце (последняя буква), в середине (может быть по счёту вторая, третья и т.д.) 

Помоги  мне  правильно  закончить  предложения. Если я ошибусь, исправь меня.
Положили в плошку … КАСКУ.
Надевал пожарный … КАШКУ!
Сочинял писатель … БАШНЮ,
Рисовал художник … БАСНЮ!
Сладко спит в берлоге … МИСКА,
На столе с салатом … МИШКА.
В поле землю я … ПАСУ,
На лугах коров … ПАШУ!
На лицо надета … МАШКА,
Имя нашей кошки … МАСКА!
Как нам хочется … ШУМЕТЬ
Спать спокойно, не … СУМЕТЬ!

Закончи фразу
Задание: попросите ребёнка закончить фразы, правильно подобрав слова, близкие по звучанию и по смыслу.

Со своим большим мешком
Еле-еле шёл ... (пешком).
Долго-долго крокодил
Море синее ... (тушил).
Уронила белка шишку,
Шишка стукнула ...(зайчишку).
Говорит мартышка мышке:
- Я в гостях была у ... (мишки).
Нет, твой голос не хорош,
Слишком тихо ты ... (поёшь).

Замени звук "С" на звук "Ш"
САЙКА – ШАЙКА             СУТКИ – ШУТКИ                 СТУКИ – ШТУКИ
СКАЛА – ШКАЛА             СТОПОР – ШТОПОР             СПОРЫ   - ШПОРЫ
СТЫК – ШТЫК                СРАМ  - ШРАМ                    СОК – ШОК
МАРС – МАРШ                ВАС –  ВАШ                        НАС – НАШ
МЫС   - МЫШЬ               ПЛЮС – ПЛЮШ                  ПАЛАС -ПАЛАШ

Исправь ошибки
Задание: взрослый читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Ребёнку необходимо назвать правильно слова.

Куклу выронив из рук,Маша мчится к маме: "Там ползет зеленый лук, с длинными усами (жук).
Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!» (звери).
Эй, не стойте слишком близко. Я тигренок, а не миска (киска).
Тает снег, течет ручей, на ветвях полно врачей (грачей).
Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это (билета).
Сели в ложку и айда! Покатили вдоль пруда (лодку).
Мама с бочками пошла, по дороге вдоль села (дочками).
На поляне весной, вырос зуб молодой (дуб).
На пожелтевшую траву, роняет лев свою листву (лес).
На глазах у детворы, крысу красят маляры (крышу).
Я рубашку сшила шишке, я сошью ему штанишки (мишке).
Встало солнце, уходит прочь темная, длинная дочь (ночь).
Фруктов в корзине не счесть: яблоки, груши, бараны есть (бананы).
В реке живет мак, его не поймаю никак (рак).
Чтоб пообедать, взял Алешка в правую руку левую ножку (ложку).
На пароходе повар – док приготовил вкусный сок (кок).
Очень ласковый был пот, он хозяйку лизнул в лоб (кот).
Рогатый дол, по дороге шел (вол).
Школьник кончил строчку и поставил бочку (точку).
Тащил мышонок в норку огромную хлебную горку (корку).
У печки с удочкой сижу, от рыбы глаз я не свожу (речки).
Русская красавица своей козою славится (косой).
Усатый кит сидит на печке, выбрав теплое местечко (кот).
На поляне лесной вырос зуб молодой (дуб).
Под березами, где тень притаился старый день (пень).

Исправь меня.
Задание: взрослый проговаривает слова, копируя произносимые ребёнком, речевые ошибки. Ребёнок внимательно прослушав взрослого, должен подтвердить, правильно ли взрослый говорит или нет. Если слово произнесено не верно, то ребёнок должен исправить взрослого. 

Повтори слова парами.
шайка - сайка, шок - сок, шут - суд, шутки - сутки, шип - сип, шитый - сытый, пошёл - посол, нашить - носить, смешить - смесить, шрам - срам, штиль - стиль, штопор - стопор, шифон - сифон, шкала - скала, уши - усы, кашка - каска, тушь - туз

Придумай слова со звуком "Ш", "С" в начале, середине и в конце слова.
Задание: чтобы упражнение не было скучным - придайте ему характер соревновательности. Поиграйте с ребёнком, кто больше придумает слов. Данное упражнение похоже на игру "В города": кто последний придумал слово, то и выиграл. 

Упражнения для развития фонематического слуха
Дифференциация звуков "С"-"Ш" в слогах и словах
Дифференциация звуков "С"-"Ш" в словосочетаниях
Дифференциация звуков "С"-"Ш"  в загадках
Дифференциация звуков "С"-"Ш" в предложениях
Дифференциация звуков "С"-"Ш" в рифмовках
Дифференциация звуков "С"-"Ш" скороговорках
Выучить стихотворения, учиться различать звуки "С"

Комментариев нет:

Отправить комментарий